Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ ЗА ФЕВРАЛЬ 2002 Г

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Обработано 1641 дело Обобщение проводилось по тематическому критерию

Используемые сокращения

КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации.

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации.

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.

ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа.

ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.

ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа.

ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.

ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Т. Дела КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ

1.1. Постановление Президиума ВАС РФ от 2 октября 2001 г. N 687/01

Мнение суда о том, что при определении таможенной стоимости товара, пересылаемого в международном почтовом отправлении, следует исходить из стоимости материального носителя реализуемой технической документации противоречит законодательству. В соответствии с Порядком определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1461, основой для определения таможенной стоимости является цена сделки при продаже товара на экспорт.

1.2. Постановление Президиума ВАС РФ от 13 ноября 2001 г. N 1233/00

Истец не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость в бюджет. Указанный налог уплачен им поставщику товарно-материальных ценностей. В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата. Основанием для возврата налога является фактическое поступление перечисленных сумм в бюджет.

1.3. Постановление Президиума ВАС РФ от 25 декабря 2001 г. N3428/01

Пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ. Декадные платежи, установленные п. 30 Инструкции Госналогслужбы России N 39, исчисляются ориентировочным путем, а не по итогам работы за отчетный период.

1.4. Постановление Президиума ВАС РФ от 9 января 2002 г. N 7486/01

Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения лица от уплаты налога на землю. Иное толкование ст. 15 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование.

1.5. Постановление Президиума ВАС РФ от II января 2002 г. N 3646/01

Согласно ст. 5 Договора об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал между Российской Федерацией и США от 17 июня 1992 г. "термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся государстве". Таким образом, для квалификации коммерческой деятельности как деятельности через постоянное представительство не имеет значения факт регистрации филиала или представительства компании в России.

2. Общие вопросы налогообложения

2.1. Постановление ФАС СЗО от 31 июля 2001 г. по делу NА26-193/01-02-09/12

Методика определения численности работников организации исходя из их средней численности за отчетный период применяется исключительно для признания организаций субъектами малого предпринимательства. Она не может использоваться при решении вопроса о переводе организации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В этом случае необходимо руководствоваться данными о численности работающих в организации на момент обращения с заявлением о выдаче патента.

2.2. Постановление ФАС СЗО от 8 октября 2001 г. по делу NА52/1652/2001/2

1. Налоговым законодательством возможность включения в расходы (отнесения на себестоимость продукции, работ, услуг) затрат по поддержанию в рабочем состоянии объектов основных производственных фондов, используемых в предпринимательской деятельности в целях получения подлежащего налогообложению дохода, не обусловливается тем, как данный объект учитывался у лица, предоставившего это имущество в пользование другому лицу. Правовой статус лица, предоставившего имущество, - юридическое или физическое лицо, физическое лицо со статусом предпринимателя или без такового - также не влияет на правомерность включения в расходную часть затрат, связанных с извлечением налогооблагаемого дохода.

2. Доходы, полученные организациями от использования полученного во временное пользование имущества (в том числе относящегося в соответствии с Положением о бухгалтерском учете к основным средствам), облагаются налогами, предусмотренными налоговым законодательством, независимо от того, кем предоставлено имущество. Не зависят от статуса лица, передавшего имущество, и виды и размер расходов, которые осуществляют пользователи имущества (основных средств) для поддержания его в рабочем состоянии.

2.3. Постановление ФАС СЗО от 8 октября 2001 г. по делу NА56-11364/01

Если мобилизационные мощности используются для производства продукции (работ, услуг), то амортизационные отчисления должны начисляться в общеустановленном порядке, что подтверждается в письме Минфина России от 17 февраля 2000 г. N 04-05-06/12.

2.4. Постановление ФАС СЗО от 29 октября 2001 г. по делу NА05-5338/01-295/ 13

Доходы от сдачи имущества в аренду, признаваемую в соответствии с законодательством Российской Федерации возмездным оказанием услуг, следует рассматривать как доходы от обычных видов деятельности.

2.5. Постановление ФАС СЗО от II декабря 2001 г. по делу NА56-18925/01

Применение для целей налогообложения установленного нормативными актами для целей бухгалтерского учета порядка расчета среднесписочной численности работников за отчетный период возможно только в случае прямого указания на то в соответствующем налоговом законе. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" такого указания не содержит, в связи с чем суды правомерно отклонили ссылки налогового органа на Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

2.6. Постановление ФАС СЗО от 17 декабря 2001 г. по делу NА56-17998/01

Налоговым законодательством не предусмотрено отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) амортизационных отчислений по основным средствам, которые не используются для осуществления производственной (коммерческой) деятельности. Поскольку спорное оборудование в производственной деятельности не использовалось, у организации отсутствовали правовые основания для уменьшения налогооблагаемой прибыли.

2.7. Постановление ФАС ЗСО от 22 октября 2001 г. по делу N Ф04/3231-937/А46-2001

В пункте 14 Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. No 552, указано, что доходы от сдачи имущества в аренду относятся к доходам от внереализационных операций. Согласно письму Госналогслужбы России от 30 августа 1996 г. N ВГ-6-13/616 организация учитывает доходы от аренды имущества с использованием счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" только в том случае, если в уставе организации аренда указана как вид деятельности.

2.8. Постановление ФАС ЗСО от 24 октября 2001 г. по делу N Ф04/3227-689/А70-2001

На основании ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, и с учетом требований ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам. Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что доход в виде материальной выгоды считается полученным и налоговая база должна определяться только по окончании календарного года, поскольку в договоре займа не указан день уплаты процентов, является правомерным.

2.9. Постановление ФАС У О от 1 ноября 2001 г. по делу N Ф09-2760/01-АК

Момент создания обособленного подразделения определяется как дата издания приказа о создании филиала, а не как дата государственной регистрации изменений в учредительных документах ответчика, связанных с созданием филиала.

2.10. Постановление ФАС У О от 30 января 2002 г. по делу N Ф09-11/02-ГК

Поскольку по договору на заказчика возложена обязанность по уплате генподрядчику налога на имущество предприятий (размер налога определяется в соответствии с налоговым законодательством), на основании 4.1 ст. 431 ГК РФ суд пришел к выводу, что фактически на заказчика возложена обязанность по уплате платежа, имеющего признаки налога. Так как на заказчика возложена обязанность уплачивать платежи, имеющие признаки налога, который не предусмотрен налоговым законодательством и установлен в ином порядке, чем это определено НК РФ, суд апелляционной инстанции правомерно признал условие договора о компенсации налога на имущество ничтожным в силу ст. 168 ГКРФ.

2.11. Постановление ФАС МО от 9 декабря 1998 г. по делу NКГ-А40/3011-98

Поскольку налог является элементом публичных отношений, проценты за пользование чужими денежными средствами на налог начисляться не должны.

2.12. Постановление ФАС МО от 23 октября 2001 г. по делу N КА-А40/5967-01

В соответствии с частью III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных приказом Банка России от 18 июня 1997 г. N 02-263, выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации.

2.13. Постановление ФАС МО от 27 октября 2001 г.по делу NКГ-А40/3011-98

Обязанность по уплате налога возникает у гражданина только после получения им платежного извещения, выданного налоговым органом. Данное правило распространяется на случаи уплаты тех сумм налога, которые определены самими налоговыми органами на основании поступивших к ним сведении, когда налогоплательщик эти суммы не рассчитывал и в налоговой декларации о доходах не указывал.

2.14. Постановление ФАС МО от 29 октября 2001 г. по делу NКА-А40/6104-01

Продажа валюты является ничем иным как ее конвертацией, обменом, когда определяющими признаками финансового результата следует признавать применяемый курс валюты и курсовую разницу, а не остаточную стоимость имущества и цену реализации. Денежные средства имеют особую экономическую основу, без учета стоимости производства денежных знаков, и их "оборот" носит внереализационный характер.

2.15. Постановление ФАС МО от 5 декабря 2001 г. по делу N КА-А40/7124-01

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий доказательства являются таковыми лишь в уголовном деле и подлежат оценке в порядке уголовно-процессуального, а не арбитражного производства.

2.16. Постановление ФАС МО от II декабря 2001 г. по делу N КА-А40/7173-01

Поскольку письма налоговых органов, носящие характер разъяснения действующего законодательства, не отнесены законом к категориям споров, подведомственных арбитражному суду, суд обоснованно отказал истцу в иске о признании названного письма недействительным.

2.17. Постановление ФАС МО от II декабря 2001 г. по делу NКА-А41/7241-01

Компенсация работникам общества затрат на телефонные разговоры по таксофону и на проезд к месту работы общественным транспортом не предусмотрена какими-либо нормами права как обязательная. Следовательно, она должна производиться из чистой прибыли общества.

2.18. Постановление ФАСВВО от 15 января 2002 г. по делу NА82-209/01-А/10

В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее

1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Постановление правительства Ярославской области от 24 марта 2000 г. N 36-па "О предоставлении льгот" не вступило в силу, поэтому налогоплательщик не может применять его при расчете ставки налога.

2.19. Постановление ФАС СКО от 8 мая 2001 г. по делу N Ф08-1251/2001

Арбитражный суд не установил недобросовестности в действиях налогоплательщика, осуществившего расчет с бюджетом через банк, у которого отсутствовали денежные средства на корреспондентском счете. То обстоятельство, что у налогоплательщика в указанный период имелся еще один расчетный счет в Сбербанке России, не свидетельствует о его недобросовестности. Кроме того, у налогоплательщика отсутствовали на другом расчетном счете денежные средства в достаточном количестве для расчетов с бюджетом.

2.20. Постановление ФАС СКО от 24 июля 2001 г. по делу N Ф08-2255/2001

Момент возникновения обязательств, в частности денежных, при наличии спора суд определяет путем оценки представленных доказательств с учетом правил ст. 314 ГК РФ.

2.21. Постановление ФАС ДО от 24 сентября 2001 г. по делу N ФОЗ-А59/01-2/1791

Отнесение оказанных российским юридическим лицом иностранной компании - нерезиденту услуг к экспортным соответствует нормам международного права, анализ которых дан в письме Министерства внешних экономических связей Российской Федерации от 5 января 1995 г. N 10-112/35, в частности Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Ссылка заявителя жалобы на применение для урегулирования спорных правоотношений Инструкции Госналогслужбы России N 39 является ошибочной, так как данной Инструкцией регулируются налоговые, а не валютные правоотношения.

3. Уплата и возврат налогов

3.1. Постановление ФАС СЗО от 5 ноября 2001 г. по делу N 3652

Налоговым законодательством не предусмотрено, что налогоплательщик в обоснование права на получение возмещения обязан представить в налоговый орган сведения об отпускных ценах изготовителя товара.

3.2. Постановление ФАС СЗО от 27 ноября 2001 г. по делу NА26- 3272/01-02-03/ 248

Неосуществление розничной торговли в феврале - марте 2001 г. является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности по уплате налога за указанный период по виду деятельности, по которому налогоплательщик переведен на уплату единого налога.

3.3. Постановление ФАС СКО от 19 июля 2001 г. по делу N Ф08-2210/2001-683А

В соответствии с действующим законодательством плательщиками единого налога являются в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е., если предпринимательская деятельность фактически не осуществляется, оснований для уплаты налога не имеется.

4. Налог на добавленную стоимость

4.1. Постановление ФАС СЗО от 10 октября 2001 г. по делу N 3524

Наличие недоимки не препятствует освобождению от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

4.2. Постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2001 г. по делу NА05-6017/01-342/13

В связи с тем что в налоговом законодательстве не даны определения понятий "оптовая торговля" и "розничная торговля" для целей налогообложения и налоговая инспекция не доказала приобретение покупателями у организации продукции для ее последующей реализации другим лицам с целью получения прибыли или для переработки и последующей продажи, равно как и продажу продукции организацией указанным лицам по оптовым ценам, ответчик согласно письму Минфина России от 26 ноября 1999 г. N 04-03-05 правомерно определял облагаемый НДС оборот как организация розничной торговли.

43. Постановление ФАС СЗО от 12 ноября 2001 г. по делу NА56-17602/01

В статье 7 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. No 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" не указана форма расчета между покупателем и поставщиком: денежными средствами, векселем, другими материальными ресурсами или путем взаимозачета. Основанием для возмещения уплаченного НДС является завершение расчетов с поставщиком и, как следствие, возникновение обязанности у поставщика уплатить налог в бюджет.

4.4. Постановление ФАС У О от 20 июня 2001 г. по делу N Ф09-1249/01-АК

Потеряв право на возврат излишне уплаченного НДС в связи с истечением трехлетнего срока, налогоплательщик имеет право произвести соответствующий зачет, так как срок на подачу налоговому органу заявления о зачете излишне уплаченного налога НК РФ не установлен.

4.5. Постановление ФАС СКО от 19 апреля 2001 г. по делу N Ф08-990/2001

Налоговый орган обоснованно счел момент передачи истцом векселей в счет погашения кредиторской задолженности за товары, в том числе не полученные и не оприходованные, днем совершения оборота, что является основанием для осуществления расчетов с бюджетом по НДС.

4.6. Постановление ФАС СКО от 12 июля 2001 г. по делу N Ф08-2122/2001-649А

Доводы налогового органа о том, что общество, не имеющее лицензии на перевозку авиатранспортом, не могло оказывать услуги по перевозке и соответственно не могло иметь налоговые льготы по НДС, суд признал несостоятельными, поскольку исходя из нормы подл. "г" п. 14 Инструкции Госналогслужбы России N 39 льготируются сами услуги по перевозке багажа за пределы территорий государств - участников СНГ, а не конкретные субъекты - плательщики налога.

4.7. Постановление ФАС МО от 23 октября 2001 г. по делу NА-А40/6002-01

В соответствии с подл. "я" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от НДС освобождаются товары, за исключением подакцизных (работы, услуги), реализуемые (выполненные, оказанные) в рамках безвозмездной помощи. В связи с этим довод налоговой инспекции о том, что льгота предоставляется только производителям товара, противоречит закону. Ссылка налогового органа на акты Правительства РФ, изданные по данному вопросу, обоснованно не принята судом, поскольку указанными актами сужается перечень лиц, имеющих право на льготу, и как противоречащие закону эти акты не приняты судом при разрешении спора.

4.8. Постановление ФАС МО от 3 декабря 2001 г. по делу N КГ-А40/6993-01

В договоре на оказание услуг стороны не сделали оговорку о включении НДС в цену оказываемых работ и услуг. При таких обстоятельствах у заказчика не было оснований отказаться от уплаты суммы, составляющей НДС.

4.9. Постановление ФАС ВСО от 16 января 2002 г. по делу NАЗЗ-6111/01-СЗа-Ф02-3400/01-С1

Ни отсутствие подписи бухгалтера на счетах-фактурах, ни отсутствие копии товарно-транспортной накладной не свидетельствуют об отсутствии права налогоплательщика на возмещение НДС по экспортным операциям.

4.10. Постановление ФАС ВВО от 9 января 2002 г. по делу NА29-5538/01А

В пунктах 2, 3 ст. 145 НК РФ указаны случаи, при которых налоговый орган вправе отказать организации или индивидуальному предпринимателю в освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. МНС России не может устанавливать дополнительные основания для такого отказа. Следовательно, суд правомерно посчитал, что организация имела право на данное освобождение.

4.11. Постановление ФАС ЦО от 15 января 2002 г. по делу NА23-2248/01А-5-152

Суд правильно указал, что ст. 7 Закона о налоге на добавленную стоимость регулируются не отношения по уплате налога в бюджет и его возврату в случае переплаты, а специфические, свойственные именно данному налогу отношения по возмещению суммы налога, уплаченной поставщикам.

4.12. Постановление ФАС ДО от 5 декабря 2001 г. по делу N ФОЗ-А04/01-2/2485

Суммы НДС по приобретенным и оплаченным товарам принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов-фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок. Следовательно, при отсутствии документов или их оформлении не в соответствии с требованиями Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, основания для зачета (возмещения) НДС отсутствуют. Таким образом, вывод суда о том, что отсутствие номера на счете-фактуре не может являться законным основанием для отказа налогоплательщику в возмещении НДС, сделан без учета упомянутого правового акта.

4.13. Постановление ФАС ДО от 19 декабря 2001 г. по делу N ФОЗ-А73/01-2/2544

НДС является федеральным налогом, который юридическое лицо уплачивает по месту его регистрации и постановки на налоговый учет, а представительство не признается плательщиком НДС.

4.14. Постановление ФАС ДО от 16 января 2002 г. по делу N ФОЗ-А59/01-2/2701

Приказ МНС России от 29 января 2001 г. N БГ-3-03/23 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не считается нормативным правовым актом, и наличие справки об отсутствии задолженности не может рассматриваться как обязательное условие предоставления налогоплательщику льготы по уплате НДС. Согласно п. 2 ст. 4 НК РФ МНС России вправе издавать инструкции, методические указания и приказы по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязательны только для подразделений налоговых органов. Следовательно, требование налогового органа о выполнении дополнительных условий, кроме тех, которые предусмотрены в НК РФ для получения освобождения от исполнения обязанности по уплате НДС, является необоснованным.

5. Налог на прибыль

5.1. Постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2001 г. по делу МА42-7886/00-22-2058/ 01

Дополнительные платежи взимаются с налогоплательщика в случае превышения суммы налога на прибыль, рассчитанной по фактически полученной за истекший квартал прибыли, над суммой авансовых взносов этого налога за тот же период согласно п. 2 ст. 8 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Таким образом, правовая природа этих платежей не позволяет определить их как налог или пени.

5.2. Постановление ФАС У О от 29 октября 2001 г. по делу N Ф09-2741/01-АК

Налоговым периодом по налогу на прибыль является год, выявить занижение налога возможно только по истечении данного налогового периода. Взыскание налоговых санкций за неполную уплату налога за девять месяцев необоснованно.

5.3. Постановление ФАС УО от 25 декабря 2001 г. по делу N Ф09-3187/01-АК

1. При разрешении спора о начислении пеней по налогу на доходы от дивидендов суд правомерно сослался на ст. 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и устав общества, в соответствии с которыми обязанность по уплате названного налога возникла у истца не с даты принятия решения о начислении дивидендов, а с даты опубликования этого решения.

2. Согласно ст. 52-55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. При таких обстоятельствах начисление пеней на авансовые платежи по налогу на прибыль, рассчитанные исходя из финансовых результатов предыдущих месяцев, а не реальных финансовых результатов экономической деятельности хозяйствующего субъекта за налоговый (отчетный) период, правомерно признано судом необоснованным.

6. Налог с продаж

6.1. Постановление ФАС МО от 17 октября 2001 г. по делу N КА-А40/5798-01

В соответствии сост. 18 НК РФ упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства относится к специальным налоговым режимам. Кроме того, в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона N 222-ФЗ субъекты малого предпринимательства не уплачивают налог с продаж в связи с отказом от общей системы налогообложения. Закон г. Москвы от 17 марта 1999 г. N 14 "О налоге с продаж" является ее составной частью. Исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены законом. Однако для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, являющуюся альтернативой общей системы, таких исключений нет.

6.2. Постановление ФАС МО от 22 октября 2001 г. по делу NКА-А40/5847-01

Поскольку упрощенная система налогообложения означает замену обычной системы налогообложения системой, при которой предприниматель вместо уплаты совокупности налогов уплачивает стоимость патента, суд сделал обоснованный вывод, что предприниматель, перешедший на упрощенную систему, не является плательщиком налога с продаж.

6.3. Постановление ФАС ЗСО от 14 ноября 2001 г. по делу N Ф04/3490-1068/А27-2001

В соответствии с ч. 2 п.З ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" объектом обложения налогом с продаж признавалась стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, в том числе стоимость услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц. Данное положение Постановлением КС РФ от 30 января 2001 г. N 2-П было признано не соответствующим Конституции РФ. Следовательно, доначисление налоговым органом налога с продаж является неправомерным.

6.4. Постановление ФАС ЦО от 27 ноября 2001 г. по делу NА48-1592/01-8

Из статьи 1 Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства не следует, что индивидуальные предприниматели как субъекты малого предпринимательства, уплачивающие стоимость патента, освобождаются от уплаты налога с продаж. Так как предприниматель являлся плательщиком единого налога на вмененный доход, он не должен был уплачивать налог с продаж.

7. Налог на доходы физических лиц

7.1. Постановление ФАС ЗСО от 24 октября 2001 г. по делу N Ф04/3222-1065/ А45-2001

Вывод апелляционной инстанции об отсутствии оснований для привлечения истца к ответственности признан основанным на правильном .применении норм материального права, так как акт проверки не содержит данных о том, что налоговый агент - истец имел возможность удержать соответствующие суммы налога из выплаченных налогоплательщикам - физическим лицам денежных средств в период получения ими дохода в натуральной форме, и в соответствии со ст. 20 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" уплата налога с доходов физических лиц за счет средств организации не допускается.

7.2. Постановление ФАС ВВО от 11 октября 2001 г. по делу NА29-2661/01А

Пунктом 1 ст. 2 Закона о подоходном налоге с физических лиц предусмотрено, что объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году. Поскольку организация оплачивала междугородные переговоры с домашнего телефона руководителя организации, им получен доход. Организация не доказала ведение междугородных телефонных переговоров в связи с исполнением заключенных хозяйственных договоров. Кроме того, телефон, с которого велись переговоры, зарегистрирован на физическое лицо, а не на организацию. Учитывая изложенное, суд правомерно посчитал, что организация обоснованно привлечена к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

8. Иные налоги

8.1. Постановление ФАС СЗО от 17 сентября 2001 г. по делу NА05-7843/00-5 59/ 11

Срок взыскания недоимки по таможенным платежам и пеней за просрочку их уплаты должен охватывать срок направления требования (ст. 70 НК РФ), срок вынесения решения о взыскании недоимки и пеней (ст. 46 НК РФ) и срок на обращение с иском о взыскании недоимки и пеней в судебном порядке (ст. 48 НК РФ). Срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ, по смыслу Закона, является пресекательным.

8.2. Постановление ФАС СЗО от 18 сентября 2001 г. по делу NА26-2291/01-02-09/ 152

Налоговым (отчетным) периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог является один месяц.

8.3. Постановление ФАС СКО от 17 мая 2001 г. по делу N Ф08-1406/2001

1. Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог участниками совместной деятельности, при котором налог за всех участников деятельности платит тот участник, которому поручено ведение общих дел и у которого отсутствует право на налоговую льготу, лишает остальных участников совместной деятельности возможности воспользоваться установленной для них законом налоговой льготой. Такое положение, при котором порядок уплаты налога препятствует налогоплательщику использовать имеющуюся у него налоговую льготу, не отвечает требованиям налогового законодательства.

2. Суд правомерно пришел к выводу, что уплата налога на пользователей автомобильных дорог по результатам совместной деятельности участниками исходя из установленных договором пропорций не противоречит Закону РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".

8.4. Постановление ФАС МО от 10 октября 2001 г. по делу N КА-А40/5725-01

Доводы налогового органа о том, что введение в состав плательщиков акцизов субъектов малого предпринимательства не создает для этих субъектов, зарегистрировавшихся в таком качестве ранее, менее благоприятных условий налогообложения, противоречат самому факту увеличения объема обязанностей указанных налогоплательщиков. С экономической стороны положение также ухудшается, поскольку включение в цену товара суммы налога не изменяет саму цену, размер которой диктуется условиями рынка. Следовательно, при уплате акцизов налогоплательщик вынужден отчуждать в доход бюджета часть полученной выручки, которая могла бы и должна остаться в его собственности.

8.5. Справка о практике применения арбитражными судами Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Утверждено Постановлением Президиума ФАС МО от 18 мая 2001 г. N 5

Отсутствие у лица, пользующегося земельным участком, правоустанавливающих документов на землю не освобождает это лицо от уплаты земельного налога и от штрафа за его неуплату, который взыскивается с учетом наличия обстоятельств, смягчающих ответственность.

С арендодателя (несобственника), освобожденного в силу закона от уплаты земельного налога, взыскивается налог за ту часть земельного участка, которую в соответствии с договором аренды здания использует арендатор.

8.6. Постановление ФАС ВСО от 5 февраля 2002 г. по делу NАЗЗ- 7694/ОО-СЗ(а)-Ф02-41/01-С1

В силу ст. 3 Закона РФ "О плате за землю" размер налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

8.7. Постановление ФАС ВВО от 8 января 2002 г. по делу N А79-3819/01-СК1-3331

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" разработан Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 января 1992 г. N 2235-1, в п. 10 которого установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог - ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц. В момент принятия указанного Порядка Верховный Совет Российской Федерации осуществлял функции высшего законодательного органа власти Российской Федерации, акты которого имели силу закона. Следовательно, суд сделал правильный вывод о том, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог был установлен законодательно.

9. Налоговый контроль

9.1. Постановление ФАС СЗО от 17 сентября 2001 г. по делу МА56-13751/2001

Поскольку налоговая декларация - это прежде всего отчетный документ, на основании которого уплачивается сумма налога, то расчеты по тем налогам, по которым предусмотрено представление отчетных данных о фактических (хотя бы и промежуточных) итогах финансовой деятельности налогоплательщика и уплата авансовых платежей на основании таких отчетных данных, отвечают признакам налоговой декларации, предусмотренным ст. 80 НК РФ.

9.2. Постановление ФАС СЗО от 27 ноября 2001 г. по делу NА56-18730/01

Пунктом Зет. 84 НК РФ предусмотрено уведомление налоговой 'инспекции об изменениях в уставных и других учредительных документах. Документом, удостоверяющим изменения, внесенные в учредительные документы общества, является решение регистрационной палаты, которое в силу названной нормы и следует представить в налоговую инспекцию.

9.3. Постановление ФАС УО от 20 сентября 2001 г. по делу N Ф09-2178/01-АК

Представление налогоплательщиком дополнительных уточненных деклараций само по себе не свидетельствует о занижении налоговой базы или ином неправильном исчислении налога в результате неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика.

9.4. Постановление ФАС МО от 29 октября 2001 г. по делу N КА-А40/6124-01

Доводы в жалобе о том, что истец имел недоимку по налогу, поэтому не может быть снят с налогового учета, кассационной инстанцией не принимаются. Законом исполнение обязанности по снятию с учета в налоговой инспекции не связывается с финансово-хозяйственной деятельностью истца.

9.5. Постановление ФАС ПО от 16 октября 2001 г. по делу NА49-2773/01-78а/2

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

10. Ответственность

10.1. Постановление ФАС СЗО от27 августа 2001 г. по делу NА^6-6882/01

Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Суд первой инстанции отказал в иске налоговой инспекции в связи с тем, что она не представила документы, доказывающие совершение налогоплательщиком правонарушения: заявление налогоплательщика о постановке на учет недвижимого имущества, свидетельство о постановке на налоговый учет ответчика, документы о регистрации недвижимости.

10.2. Постановление ФАС СЗО от 3 декабря 2001 г. по делу N 3065

Решение о привлечении юридического лица к налоговой ответственности может быть принято только после того, как пройдены все стадии производства по делу о налоговом правонарушении, предусмотренные НК РФ. Несоблюдение налоговым органом порядка производства по делу о налоговом правонарушении грубо нарушает как установленную ст. 100 и 101 НК РФ процедуру привлечения к ответственности и вынесения решения о привлечении виновного лица к налоговой ответственности, так и права юридических лиц, закрепленные в ст. 21 НК РФ.

10.3. Постановление ФАС СЗО от 13 декабря 2001 г. по делу N А42-4955'/00-22-423/01

Поскольку законодательством о налогах и сборах сроки представления расчета по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение автотранспортных средств не установлены, а сроки представления расчетов, указанные в Инструкции Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. N 30, в силу закона не могут быть применены, санкция, предусмотренная ст. 1 19 НК РФ за несвоевременное представление таких деклараций, наложена налоговым органом незаконно.

10.4. Постановление ФАС СЗО от 19 декабря 2001 г. по делу NА56-21019/01

Общество, , реализовав товар по цене ниже закупочной, требует возмещения НДС по заведомо убыточной сделке, т.е. недобросовестно, кроме того, по оспариваемому решению к обществу не применены налоговые санкции. При данных обстоятельствах судебный акт, которым решение налогового органа о привлечении общества к ответственности признано правомерным, принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

10.5. Постановление ФАС ЗСО от 17 октября 2001 г. по делу N Ф04/3185-687/А70-2001

Со следующего дня после окончания налогового периода, в который совершены правонарушения, исчисляются установленные ст. 113 НК РФ три года (срок давности), по истечении которых отсутствуют основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.

10.6. Постановление ФАС ЗСО от 29 октября 2001 г. по делу N Ф04/3320-1105/ А45-2001

Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа за совершение налогового правонарушения на основании п. 1 ст. 122 НК РФ, суд правильно указал, что инспекция пропустила шестимесячный срок для взыскания налоговых санкций, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ.

Срок давности со дня составления акта исчисляется в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки. Поскольку НК РФ не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования иных форм налогового контроля, указанный в п. 1 ст. 115 НК РФ срок в таких случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения.

10.7. Постановление ФАС ВСО от 18 января 2002 г. по делу NА19-6705/01-24-Ф02-3426/01-С1

На правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Выездная налоговая проверка проводилась в отношении деятельности налогоплательщика до его преобразования, решение о привлечении к налоговой ответственности было вынесено после завершения реорганизации, поэтому правильным является вывод арбитражного суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска о взыскании с преобразованного общества налоговых санкций.

10.8. Постановление ФАС ВВО от 3 января 2002 г. по делу NА82-124/01-А/9

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК.РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет за собой взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Ответственность пост. 126 НК РФ может быть применена при условии, что истребуемые документы имеются у налогоплательщика. В спорный период организация деятельность не осуществляла, бухгалтерские документы не составляла и по этой причине не может их представить. Суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

10.9. Постановление ФАС ЦО от 27 ноября 2001 г. по делу NА35-2918/2001-С4

Указывая в качестве смягчающих ответственность обстоятельств факт непривлечения организации в течение года к налоговой ответственности и ее тяжелое финансовое положение как налогоплательщика, суд не нарушил требований ст. 112, 114 НК РФ.

10.10. Постановление ФАС ЦО от 3 декабря 2001 г. по делу NA542639/01C'7

Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

10.11. Постановление ФАС ДО от 5 декабря 2001 г. по делу N ФОЗ-А73/01-2/2499

В соответствии с п. 1 ст. 1 15 НК РФ иск о взыскании налоговых санкций может быть подан в течение шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Срок, установленный ст. 1 15 НК РФ, является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

11. Защита прав налогоплательщика

11.1. Постановление ФАС СЗО от 29 октября 2001 г. по делу NА56-17944/01

Налоговая инспекция не сообщила ответчику о выявленном ею правонарушении, лишив тем самым ответчика возможности представить возражения, т.е. нарушила ст. 101' НК РФ. Поскольку несоблюдение налоговой инспекцией положений указанной статьи грубо нарушает права ответчика, постановление налогового органа является незаконным.

11.2. Постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2001 г. по делу NА05-5802/01-272/12

Суд на основании имеющихся у налогоплательщика платежных документов пришел к правомерному выводу об отсутствии у налоговой инспекции оснований включать в сумму недоимки текущего периода недоимку предыдущих лет и, следовательно, искусственно увеличивать давностный срок по аналогии со ст. 204 ГК РФ (о возобновлении срока давности в гражданских правоотношениях), поскольку природа данных сроков различна и нормы гражданского законодательства не могут быть применены в силу прямого указания на то как в ст. 3 ГК РФ, так и в ст. 1 НК РФ.

11.3. Постановление ФАС СЗО от 27 ноября 2001 г. по делу NА56-20078/01

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ налоговый агент в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. Налоговый же орган в силу п. 1 ст. 101 НК РФ обязан при получении письменных возражений рассмотреть материалы проверки в присутствии должностных лиц налогового агента в соответствии с НК РФ. В случае представления налогоплательщиком возражений на акт документальной проверки до вынесения решения о привлечении его к налоговой ответственности налоговые, органы не вправе не рассматривать разногласия и вообще не учитывать их при вынесении решения.

11.4. Постановление ФАС МО от 19 октября 2001 г. по делу NКА-А40/5863-01

Согласно п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой

Налогового кодекса Российской Федерации" при применении ст. 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

11.5. Постановление ФАС МО от 31 октября 2001 г. по делу NКА-А41/6145-01

Арбитражный суд Московской области при рассмотрении дела пришел к неверному выводу о возможности бесспорного взыскания пени с расчетного счета налогоплательщика за счет поступающих на этот счет денежных сумм без обращения взыскания на эти суммы для погашения недоимки по налогам. Общество справедливо указывает на необоснованность начисления пени за тот период, когда недоимка могла быть списана по его платежным поручениям, не исполнявшимся банком из-за наличия инкассового поручения налогового органа, которые постоянно возобновлялись при начислении пени за новый срок по той же сумме недоимки.

11.6. Постановление ФАС МО от 3 декабря 2001 г. по делу N КА-А40/7122-01

Анализ п. 1 ст. 1 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать вывод, что переход на упрощенную систему означает полную замену общей системы налогообложения. В соответствии сост. 18 НК РФ допускается установление специальных налоговых режимов, т.е. особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемого в течение определенного периода времени. В соответствии с этой статьей к специальным налоговым режимам относится в частности упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства. Указанная позиция подтверждается также тем, что установленные Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ платежи (стоимость патента) не являются налогами, что подтверждается ст. 13, 14 и 15 НК РФ.

11.7. Постановление ФАС У О от 30 января 2002 г. по делу N Ф09-75/02-АК

Из пункта 12 ст. 101' НК РФ следует, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований данной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим органом или судом, т.е. законодательно определенный перечень обстоятельств, при наличии которых ненормативный акт налогового органа должен быть признан недействительным, отсутствует. Поскольку нарушение налоговым органом п. 6 ст. 10Т НК РФ не является существенным, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для признания решения недействительным является правильным.

Обзор подготовлен специалистами департамента налогов и права фирмы "ФБК" под руководством ст. юрисконсульта, канд. юрид. наук В.М. Фокина


5, стр. 83-95, Финансовые и бухгалтерские консультации
21.05.2002
Архив:
«май 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
  0102030405
06070809101112
13141516171819
20
21
2223242526
2728293031    
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"