Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

БАНКРОТСТВО КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОСТЕЙШИХ

Некоторых из современных бизнесменов один мой знакомый банкир назвал "одноклеточными". - "Как это?" - поинтересовался я как-то. - "Они способны рассчитывать ситуацию на один, максимум два хода вперед, и признают только сиюминутную выгоду".

Признаться, это определение я вспоминал потом не раз, наблюдая за некоторыми бизнес-войнами последнего времени. Правых и неправых в них порой определить бывает не так легко. Каждая сторона сражается за свою правду. А вот "одноклеточных" видно сразу. Развивая теорию, можно сказать, что представители этого семейства простейших, как правило, знакомы с одним-двумя приемами ведения боя. Причем приемы эти давно заезжены, избиты и изобретены, разумеется, не ими.

Вот, к примеру, банкротство. В последнее время им как способом поглощения предприятий (или его активов) не пользуется разве только ленивый. А что? Схема-то лежит на поверхности. Иск на банкротство любого сколь угодно крупного предприятия может подать любой его незначительный кредитор. А вы найдите сегодня предприятие без долгов, да чтоб еще его заявленные чистые активы сумму этих долгов превышали. Дурных, как говорится, нема, и налоги с активов платить никому неохота.

Вот в таких же точно "банкротах" до недавнего времени ходило крупнейшее сибирское газовое предприятие "Роспан интернешнл", владела которым небезызвестная компания "Итера".

В "Итере" не смогли справиться с ситуацией и решили, что для оздоровления "Роспана" хорошо бы привлечь кого-нибудь. Благородство - или дальновидность? - проявила нефтяная компания "ЮКОС", которая выразила желание выкупить у "Итеры" контрольный 25% пакет "Роспана". Кроме того, в "ЮКОСе" предложили выкупить у остальных акционеров "Роспана" все акции и вернуть все долги. Сие мероприятие обойдется бы "ЮКОСу" в неплохую "копеечку" - 250 миллионов долларов. Но это, как считали нефтяники, - открытая и справедливая цена и поведение, достойное представления о стратегическом инвесторе.

Маленькое отступление. Почему нефтяная компания обзаводится плацдармами еще и на газовом рынке? На эту тему президент компании "ЮКОС ЭП", подразделения, отвечающего за разработку и добычу нефти и газа, Юрий Бейлин высказался достаточно конкретно. "Разрыв между спросом и предложением на рынке газа в России растет быстрыми темпами, поэтому существует большая потребность в инвестициях в газовую отрасль". Вот так. Расчет не на два хода - на десятилетия вперед. К слову, рынок отреагировал на такую дальновидность "ЮКОСа" вполне адекватно. По утверждению Юрия Бейлина, только за одну неделю после этого капитализация НК "ЮКОС" выросла с 18, 9 млрд. долларов до 21, 1.

Однако в ходе знакомства с ситуацией на "Роспане" выяснилось, что невеста эта оказалась просватанной дважды. Параллельно с "ЮКОСом", "Итера" вела переговоры еще и с Тюменской нефтяной компанией (ТНК), рассчитывая разделить всю ситуацию "на троих".

Ну и пусть оно бы так было. Заплатила бы ТНК за свою долю равноценную с участием "ЮКОСа" сумму, и никто бы не возражал. Но тут выяснилось, что свое участие в этом процессе менеджеры ТНК видели только в одном варианте: банкротство компании и раздел ее бизнеса между акционерами. Спору нет, вариант банкротства во всем мире считается среди всех видов бизнеса одним из самых прибыльных. Но выжигать пепелище всегда было намного проще, чем строить на том, что есть, основу для завтрашней капитализации компании.

Участие в процессе "ЮКОСа", с его "справедливой ценой", похоже, смешало все карты. Процесс банкротства пошел как-то, по крайней мере для его организаторов, неправильно. В смысле, прекратился. Арбитражный суд города Москвы на своем заседании от 26 марта 2002 года прекратил судебное производство по делу о банкротстве ЗАО "Роспан Интернешнл" в связи с восстановлением платежеспособности должника. По мнению судей, основная цель конкурсного производства -удовлетворение требований кредиторов - была достигнута без необходимости продажи имущества должника и его ликвидации.

Здесь по логике должен быть счастливый финал. Или, по крайней мере, рассказ о том, как спасенное от расчленения предприятие стало жить-поживать и добра наживать. В тот же день новые собственники провели общее собрание акционеров, где избрали законные органы управления предприятием. На "Роспан" пришел новый генеральный директор, который, как показалось рабочим, выступил как "серьезный профессионал, умеющий находить сложные решения, четко знающий и понимающий сложное газовое производство. "Пришел настоящий руководитель, четко знающий, что делать и как делать" (цитата из письма представителей трудового коллектива "Роспана" в адрес председателя правительства М. Касьянова).

По мнению рабочих, контраст с действиями руководившего все это время предприятием конкурсного управляющего М. А. Рубцова был значительный.

"Как показала практика, -пишут в своем письме премьер-министру работники "Роспана", - процедура банкротства использовалась бывшим внешним управляющим М. А. Рубцовым не в целях стабилизации ситуации в компании, а для фактического захвата предприятия. Как следствие - вместо нормальной работы предприятия по добыче газа - проведение противозаконных сделок: от заключения липовых соглашений по поставке газа до осуществления незаконной эмиссии акций".

Однако приключения "Роспана" на этом не закончились.

Неверную невесту надлежало все равно любым образом утопить, чтоб не досталась никому. И вот тут-то достоянием почтенной публики становится совершенно уникальный прецедент. Арбитражный суд подмосковного города Наро-Фоминска (где Наро-Фоминск, где - Уренгой?) 5 апреля этого года... восстанавливает компетенцию конкурсного управляющего, тем самым по сути возобновляя процедуру банкротства.

Надо отдать должное арбитражным судьям из такого, казалось бы, юридического захолустья. Свой хлеб они отрабатывают. Это же надо - найти в Законе о банкротстве (несостоятельности) такую изящную лазейку - отсутствие прямых указаний на то, что с прекращением процедуры банкротства восстанавливаются и законные органы управления предприятием. А если нет указаний, то, стало быть, закон можно толковать творчески, читай, вернуть старого управляющего.

Бред, скажете вы? Да, с точки зрения здравого смысла и духа закона. И кому это понадобилось? По некоторым данным, сторона, подавшая иск, результатом которого стало такое оригинальное решение, -"дружественная" ТНК компания "Нафта Энергия". Благодаря ее действиям и стало возможно появление на "Роспане", причем в самые короткие сроки, уже через четыре дня после принятия решения (а те, кто имел дела с арбитражными судами, знают, что и через неделю там копию решения получить сложно) судебного пристава-исполнителя, который вернул на место старого конкурсного управляющего. Интересно, а поинтересовался ли кто-либо, какую теперь роль он призван там играть, после официального прекращения процедуры банкротства? Способствовать дальнейшему (что подтверждается письмом работников) растаскиванию предприятия?

Вспомните курс школьной биологии: размножение делением - это уровень инфузории-туфельки. Более сложные, и, соответственно, более приспособленные к выживанию организмы стремятся к сохранению целостности. Потому что это закон выживания социального организма, и, следовательно, эволюционного развития.


Андрей АЛЕКСЕЕВ, 75, стр. 2, Московская правда
24.04.2002
Архив:
«апрель 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
01020304050607
08091011121314
15161718192021
2223
24
25262728
2930          
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"