Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

БАНКРОТСТВА С ДВОЙНЫМ ДНОМ

Если раньше предприниматели "заказывали" друг друга киллерам, то теперь "заказы" принимают арбитражные судьи

В мире идет нескончаемая война. Нет, не арабо-израильский конфликт и не контртеррористические операции в Афганистане или Чечне имеются в виду - они когда-нибудь все-таки закончатся. А та война, о которой пойдет речь сегодня, не закончится никогда, поскольку бизнесом в той или иной форме человечество занималось, занимается и будет заниматься всегда. А бизнес - это и есть война.

"Красный" передел

Туг есть свои стратеги и тактики, есть разведчики, занимающиеся промышленным шпионажем, да и терминология иной раз пугающе похожа: захватить плацдарм, отсечь от источников сырья, уничтожить конкурента... Иногда на этой войне стреляют и взрывают по-настоящему, и тогда эпизоды бизнес-войн становятся достоянием общественности, в ужасе разглядывающей развороченные обломки очередного "Мерседеса".

В развитых странах за сотни лет предпринимательской деятельности сложились писаные и неписаные правила ведения такого рода войн, практически исключающие применение насилия в легальных сферах бизнеса. Россия в этом семимильными шагами догоняет Запад, хотя, конечно, нам еще далеко до норм, принятых в развитых странах. Но, как нельзя, видимо, перепрыгнуть из феодализма в коммунизм, также нельзя, очевидно, миновать все стадии развития корпоративной этики - тех самых правил цивилизованного поведения, благодаря которым самые острые вопросы решаются не на бандитских разборках с применением огнестрельного оружия, а за столом переговоров.

Еще сравнительно недавно - лет 8- 10 назад, если не меньше, - в России грохотали взрывы и выстрелы нефтяных, алюминиевых, металлургических, банковских войн. Шел первичный передел собственности, в котором выживали или самые сильные, или самые осторожные. Этот этап, слава Богу, остался позади - то ли потому, что поубивали самых "отмороженных беспредельщиков", то ли потому, что самые привлекательные куски собственности обрели своих хозяев, а может, потому, что государство вспомнило о своей контролирующей и регулирующей функции... Как бы то ни было, но "черный" (а точнее "красный", кровавый) передел остался позади.

Новым собственникам нужен был хоть какой-то порядок, чтобы элементарно разобраться с приобретенным имуществом. Государство за потребностями бизнеса явно не поспевало: опаздывало с принятием законов, медлило с судебной реформой, держало впроголодь судей, прокуроров, милиционеров... И тогда - природа не терпит пустоты - бизнес-сообщество начало вырабатывать свои собственные правила игры, которые, впрочем, сильно походили на воровские "понятия". А "понятия", как бы их ни воспевали тюремные романтики, в качестве главного аргумента признают силу.

"Чернильный" передел

Изменилась форма бизнес-войн, но не их суть: если раньше предприятия захватывали силой, с помощью "братков" и гранатометов, то теперь захватывают с помощью коррумпированных судей, купленных чиновников и прикормленных милицейских начальников. Это, безусловно, шаг вперед и вверх по лестнице эволюции предпринимателей - по крайней мере уменьшился риск попасть под пулю для ни в чем не повинных граждан. Но, как "заказывали" предприниматели друг друга, так и "заказывают", разве что теперь "заказы" принимает не киллер, а арбитражный судья.

Такая возможность у них появилась после того, как в 1998 году вступил в силу Закон "О несостоятельности предприятий (банкротстве)". Не будем вдаваться в детальный анализ механизма, с помощью которого желающие могут, используя этот закон, захватить или разорить приглянувшееся им предприятие. Деловая пресса полна примеров применения этого закона. Если кто-то вдруг особо заинтересуется работой механизма захвата предприятий, то может почитать журнал "Эксперт" (22 октября 2001 г.) или журнал "Компания" (21 января 2002 г.), там технология изложена достаточно подробно.

Использование механизма банкротства для захвата контроля над предприятием массовое явление. "Примерно тридцать процентов всех банкротств в России приходится на заказные банкротства, - цитирует журнал "Эксперт" слова руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению (ФСФО) Татьяны Трефиловой. - Примерно треть кредиторов была заинтересована не в получении денег, а в смене собственника". Осенью прошлого года насчитывалось около тридцати тысяч дел о банкротстве, следовательно, в десяти тысячах случаев речь идет именно о нечестных, заказных банкротствах!

Зачем это нужно предпринимателям - искать сговорчивых судей, чиновников, платить им деньги, вести изнурительные судебные процессы в многочисленных инстанциях? А так дешевле! Несмотря на все издержки. Дешевле купить пару-тройку чиновников и получить контроль над предприятием, чем приобретать контрольный пакет акций.

Как вылетают в трубу

...Еще месяц тому назад ЗАО "Роспан Интернэшнл" было общепризнанным банкротом и руководил им назначенный арбитражным судом конкурсный управляющий М. Рубцов. Основная цель конкурсного производства в соответствии с законом состоит в том чтобы удовлетворить требования кредиторов и вернуть им те деньги, которые задолжало предприятие-банкрот. Если потребуется, то для выплаты долгов будет продано имущество должника, а само предприятие ликвидировано.

Наша справка

ЗАО "Роспан Интернэшнл" владеет лицензиями на два газовых месторождения на полуострове Ямал, запасы которых составляют 560 миллиардов кубометров газа и 96 миллионов тонн газового конденсата. Кроме того, "Роспан" располагает уникальными технологиями по разработке пластов газа на глубине четырех километров, а также огромным количеством движимого и недвижимого имущества.

Основную часть долгов "Роспана", по сообщению газеты "Коммерсантъ", скупила Тюменская нефтяная компания (ТНК). Соответственно и конкурсный управляющий М. Рубцов представлял интересы ТНК как основного кредитора "Роспана".

"Роспан" обратился за помощью к другой нефтяной компании - "ЮКОСу". Кстати, это симптоматично: газодобывающим предприятием заинтересовались именно нефтяные компании, нацеленные, судя по всему, на расширение и диверсификацию своего бизнеса. "ЮКОС" предоставил сумму, которая поступила на счет нотариуса, сумма, равная кредиторской задолженности ЗАО "Роспан Интернэшнл", - чуть менее 3, 1 миллиарда рублей. Все кредиторы могли получить свои деньги, но... не все захотели их получить. Видимо, потому, что хотели они не деньги свои вернуть, а получить контроль над предприятием.

По идее, раз предприятие готово вернуть все долги, то основная цель конкурсного производства достигнута. Так и постановила апелляционная инстанция Арбитражного суда г. Москвы 26 марта этого года, прекратившая производство по делу о банкротстве ЗАО "Роспан Интернэшнл" в связи с восстановлением платежеспособности должника.

Все, казалось бы, ясно: управление предприятием возвращается к его собственникам. Собирается общее собрание акционеров и формирует новые органы управления, в частности, генеральным директором ЗАО "Роспан Интернэшнл" становится вице-президент компании "ЮКОС ЭП" В. Соловых. Казалось бы, все закономерно. Но!

Действующим законодательством, с одной стороны, не предусмотрена ситуация, когда одним и тем же предприятием управляют и конкурсные управляющие, и представители собственников. Если исходить из здравого смысла, то с окончанием процедуры банкротства автоматически должны бы заканчиваться полномочия конкурсных управляющих. С другой стороны, прямо в законе об этом нигде не сказано, что позволяет конкурсному управляющему настаивать на своем праве управлять предприятием. Ну а там, где допускается двоякое толкование закона, там всегда возникает спорная ситуация. Здравый смысл и "дух" закона могут требовать одного, но при желании всегда можно уцепиться за букву "сырого" закона...

Мораль и бизнес - совместимы!

...Ангелов в бизнесе не бывает - ангелы другими делами занимаются. Но и допустить, чтобы в бизнесе доминировали военные моральные нормы (такие, как "На войне все средства хороши" и "Война все спишет"), ни общество, ни государство не вправе. И не только потому, что это просто плохо и неправильно, непорядочно с общечеловеческой точки зрения. Это еще и нецелесообразно.

Хотим мы жить в цивилизованном обществе или в джунглях, где действует лишь одно право - право сильного? Хотим мы, чтобы к нам шли с деньгами нормальные западные предприниматели или же будем исповедовать принцип "Деньги не пахнут"? Ну какой нормальный бизнесмен пойдет в страну, где его могут элементарно "кинуть" местные партнеры, опираясь на административный ресурс или на продажных судейских чиновников? Вот наркобарон, способный наказать "кидалу" автоматной очередью или гранатой, придет, ему бояться нечего...

Мало того, государство кровно заинтересовано в том, чтобы его судебная система работала исправно, а не была разъедена коррупцией. Государству надо, чтобы цена на акции предприятий определялась на рынке, а не в результате кулуарных договоренностей. Государство заинтересовано в максимально высокой стоимости своего фондового рынка - оно же налоги берет с каждой совершенной сделки.

На самом-то деле предпринимателям тоже выгоднее соблюдать правила корпоративной этики! Ну словчил сегодня, сэкономил деньги. А где гарантия, что завтра другой коррумпированный судья или чиновник не примет несправедливое решение уже по отношению к тебе? Да и репутация - она ведь дорогого стоит. И если с нами до сих пор отказываются иметь дело на Западе, то во многом из-за нашей репутации. Те из отечественных предпринимателей, кто подальновиднее, давно это поняли и предпринимают титанические усилия по созданию благоприятного имиджа. Но никакие усилия имиджмейкеров не спасут репутацию, если человек не будет соблюдать писаные и неписаные правила ведения бизнеса. Ведь в бизнес-сообществе все все про всех знают. Мы идем, пусть медленно, но идем по пути к цивилизованному обществу, а у него есть такая особенность - выдавливать тех, кто не соответствует его требованиям. Некоторые "олигархи" уже почувствовали это на себе, неужели их урок не пойдет впрок другим?


Николай ТОЛМАЧЕВ., 70, стр. 14, Комсомольская Правда
18.04.2002
Архив:
«апрель 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
01020304050607
08091011121314
151617
18
192021
22232425262728
2930          
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"