Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

КОМАР ПОДТОЧИЛ HOC

По словам главы МАП России Ильи Южанова, его ведомство кусает многих, но особенно любит некоторых

Недавний отчет главы Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Ильи Южанова на коллегии своего ведомства больше всего напоминал казахское пение "что вижу, про то и пою". Пел Илья Артурович и про рекламу, и про телефоны, и про реформу ЖКХ, и даже про банки и алмазы. Последними двумя особенно был недоволен вице-премьер Алексей Кудрин, посоветовавший главе МАПа "аккуратнее подходить к развитию банковского сектора и алмазно-бриллиантового комплекса страны". И вообще, по большому счету, похвастаться особыми достижениями Илье Южанову не удалось. Законы, за исполнением которых должен следить МАП, повсеместно нарушаются, предписания МАПа своеременно не исполняются, суды затягиваются... Неудивительно, что в итоге министерство все чаще демонстрирует тактику неожиданных наскоков и выстрелов по всему, что попадает в поле зрения. Другой вопрос, что ничего хорошего такой подход не приносит, а наоборот, серьезно портит репутацию МАПа и его руководства.

Работа спустя рукава

А дел в общей сложности, надо отметить, МАП за прошлый год натворил немало. Сколько ни делал предупреждения МАП рекламным агентствам за размещение рекламы алкоголя, они по-прежнему продолжают вывешивать на улицах рекламу водки, коньяка и других алкогольных напитков в неположенных местах. Действия МАПа в этой сфере оказались настолько слабы, что даже сам министр не возражает против ее "либерализации, если разрешит законодатель". Так оно всегда проще: если не можешь победить наркоманию, то лучше ее легализовать. Зачем бороться, если можно сдаться? Судя по всему, МАП и решил разбираться с проблемой спустя рукава.

Впрочем, это далеко не единственная область, в которой МАП трудился не покладая рук. Следуя избранной тактике "стрелять во все, что движется", министр Южанов подверг критике и введение повременной оплаты за телефон, и московскую реформу ЖКХ, и регулирование тарифов естественных монополий, и снижение господдержки малого бизнеса. По словам самого министра, за прошлый год "по товарным рынкам было рассмотрено 12 634 нарушения, и по 8540 возбуждены дела". Кроме того, по защите прав потребителя МАПом было возбуждено около 50 тысяч дел, по рекламе - около 7000, а вот на рынке финансовых услуг - всего 180. Зато каких!

Причина такого невнимания министра Южанова к финансовому рынку вполне понятна. Количество дел против банков и страховых компаний на порядок меньше просто потому, что финансисты в большинстве случаев уверены в своей правоте и спуску МАПу не дают. В результате чуть ли не каждое из возбужденных дел на финансовом рынке аукнулось МАПу серьезным разбирательством. А это совсем не вписывается в концепцию "лучше сдаться, чем бороться". Так или иначе, но МАПу все же приходится сражаться с "прегрешениями" банков, и в этой области г-н Южанов успел нажить себе сразу несколько крупных противников.

Найти артерию и перегрызть

МАП умудрился за последнее время задеть несколько банковских структур, однако больше всего досталось муниципальному Банку Москвы и государственному Сбербанку. Что касается последнего, то к нему у министерства претензий немало: и свои кредиты Сбербанк требует страховать только у определенных страховщиков, и комиссию необоснованно большую требует с выплат жертвам нацизма, и в сговор с региональными правительствами вступает.Одним словом, плох до неприличия. Больше всего при этом МАП раздражает то, что "если к нему начинаются вопросы, то Сбербанк, как щитом, начинает прикрываться своими вкладчиками". Об этом в одном из интервью сказал начальник департамента МАП Сергей Дудкин. Разумеется, а кем еще прикрываться Сбербанку? На то он, собственно, и крупнейший банк на рынке частных вкладов.

Кстати, все тот же начальник департамента МАП Сергей Дудкин выдал и отношение министерства к другой жертве, Банку Москвы. С нескрываемым удовлетворением Дудкин отметил, что "мы стали заниматься дальше и выяснили, что эта проблема для Москвы - судьбоносная. Мы затронули схему, которая является финансовой артерией города Москвы". И тут, судя по всему, сработал рефлекс: найдя артерию, чиновники МАПа решили ее тут же перегрызть, не вдаваясь в изучение возможных последствий.

Если же вернуться к сути дела, то напомним, что в августе 2001 года по заявлению группы банков во главе со Сбербанком МАП возбудил дело против Банка Москвы. Главным обвинением в его адрес стало то, что он имеет наглость обслуживать бюджетные счета города, принадлежащие более чем на 60 процентов московскому правительству. МАП усмотрел в этом нарушение, невзирая на те доводы, что таким образом обеспечивается надежность и значительная экономия средств московского бюджета. Сначала суд встал на сторону министерства, но 4 февраля этого года Апелляционная инстанция Московского Арбитражного суда признала решение МАПа недействительным. По словам первого вице-президента Банка Москвы Александра Судакова, "суд согласился с доводами юристов правительства Москвы и признал, что предписание МАПа было составлено с нарушением закона. Решения, принятые министерством, не входят в его компетенцию".

"Пациент все время рвался кого-то спасать"

МАП, однако, решил на этом не останавливаться и взялся как следует за московское правительство и близкие к нему структуры, к примеру, за Департамент государственного и муниципального имущества Москвы и Московскую страховую компанию. Что же касается Банка Москвы, то тут руководство антимонопольного ведомства решило быть максимально злопамятным: как пишет газета "Ведомости", "проиграв суд, МАП отказался выдать разрешение Банку Москвы на увеличение уставного капитала, объяснив это недостаточным набором предоставленных документов". Похоже на субъективность...

Кстати, о субъективности и предвзятости. Все тот же чиновник МАПа Дудкин, видимо, не обладая большим опытом выступлений, публично высказался на тему того, что "ему очень легко работать с правительством Москвы", поскольку то якобы действует по принципу "что у трезвого на уме, то у пьяного на языке", а именно: "пришла мысль - ее выплескивают на бумагу и оформляют распоряжением мэра. Законно, незаконно - неважно". Сказать такую вещь мог только человек, явно недружелюбно и предвзято настроенный по отношению к московским властям. Как человек, не любить Дудкин может кого угодно, однако, как начальник департамента министерства, он обязан соблюдать хотя бы видимость приличий, иначе его могут, как говорится, и по судам затаскать.

Что касается судов, кстати говоря, то настолько нелюбимый господину Дудкину Банк Москвы выиграл все судебные процессы с его ведомством. Более того, чиновнику МАП, в принципе, должно быть прекрасно известно, что в аппарате Правительства Москвы функционирует правовое управление, которое производит экспертную оценку проектов всех документов. В его составе работают хорошо подготовленные юристы, не раз подтверждавшие свою квалификацию выигранными в судах разных инстанций делами. Ситуацию же с претензиями МАПа к Банку Москвы можно оценить как эпизод из знаменитой гайдаевской комедии, когда "пациент все время рвался кого-то спасать".

"Ангажированность и профнепригодность, балансирующие на грани простой глупости"

Желая спасти всех, МАП уже давно вкалывает изо всех сил. Вот что пишет по поводу подобной деятельности МАПа известный экономист Михаил Делягин, давний и последовательный критик бездеятельного министерства: "Это ведомство уже не первый год погружено в кипучее безделье. Информация о его работе в основном сводится к громким и не находящим продолжения обвинениям в адрес самых разных, но непременно известных компаний. Создается ощущение, что деятельность МАПа сведена к созданию благоприятного имиджа его руководства при помощи беспорядочных нападок на известные обществу корпорации и не имеет отношения к ограничению реального монопольного произвола". Далее Делягин приводит один хороший пример бездеятельности МАПа: "Достаточно вспомнить, что летом 1999 года, когда страна была охвачена топливным кризисом и цена бензина именно из-за произвола монополий за считанные недели выросла более чем в три раза, реакция МАПа была крайне запоздалой, ограниченной (было возбуждено несколько уголовных дел с неясным исходом) и не повлияла на творившийся тогда ценовой беспредел". Это далеко не единственный, но вполне характерный образец фирменного антимонопольного подхода к делу.

При таком положении вещей МАП все чаще становится палкой в колесе развития российской экономики. Делягин, продолжая критиковать действия ведомства Южанова, считает, что "призванный в силу своих функций стоять на страже конкуренции и эффективности, на деле МАП оказывается одним из краеугольных камней существующего порядка, при котором высокая эффективность предприятия - и не только коммерческого, но и государственного - превращает его в привлекательную мишень для враждебного передела собственности и оказывается, таким образом, реальной угрозой бизнесу". И это ни для кого несекрет - МАП уже давно стал орудием конкурентной борьбы, чем, видимо, в особенности и занят его департамент развития конкуренции на рынке финансовых услуг.

Глава МАПа Илья Южанов оправдывает свое поведение довольно странным образом, говоря, что "мы выступаем в роли своего рода экономической ГАИ. А гаишников не очень любят". Непослушные пешеходы, то есть бизнесмены и чиновники, видите ли, "переходят дорогу на красный свет, причем иногда нахально. Видят, что стоит постовой или регулировщик, и все равно нарушают". Сравнение с ГАИ совсем не делает Южанову чести: по данным опросов населения, госавтоинспекция стабильно удерживает первое место в рейтинге самых "взятколюбивых" и коррумпированных ведомств. Если главе МАПа нравятся подобные нелестные эпитеты, то это тревожный звоночек для главы правительства.

Кстати говоря, недавнее назначение директора Института проблем глобализации Михаила Делягина на пост помощника Михаила Касьянова - далеко не лучший сигнал для Южанова. Делягин в своих выступлениях по большому счету не оставил от политики МАПа камня на камне, не раз заявив, что "нынешнее руководство министерства... проводит последовательную политику на реализацию интересов своих основных "клиентов" - крупнейших олигархических групп"; "превратившись по целому ряду проблем в простой инструмент реализации интересов "новой олигархии", МАП последовательно демонстрирует ангажированность и профнепригодность, балансирующие на грани простой глупости". Это, согласитесь, вполне серьезное обвинение. Может быть теперь, советуя непосредственно на ухо Касьянову, Делягин, надо думать, сможет довести свою точку зрения на деятельность Южанова до логического завершения: снятия министра с должности?

Нужны перемены к лучшему?

Это, по мысли помощника премьера, практически единственное решение вопроса. "Ключевой характер функций этого министерства в высокомонополизированной российской экономике позволяет использовать его в качестве своего рода лакмусовой бумажки оздоровления российской системы госуправления, - пишет Делягин. - Пока в нем не произошли коренные перемены к лучшему, все разговоры о повышении эффективности российского государства остаются либо пустым звуком, либо столь же пустой пропагандой". Под "переменами к лучшему", видимо, следует понимать смену руководства МАПа.

А что же руководство МАПа думает о своей деятельности? В антимонопольном ведомстве работают без малого две тысячи человек, а министр постоянно жалуется на нехватку персонала. Можно подумать, что все проблемы решаются одним лишь количеством сотрудников! Глава ведомства Илья Южанов отзывается о своем министерстве далеко не самым лестным образом, оценив в одном интервью действия сотрудников МАПа как "комариные укусы". Правда, у Южанова есть и собственная гордость, ведь "иногда и комар может довести до озлобления". Вот именно, что скорее до озлобления, чем до реального результата, которого по идее должно было бы добиваться министерство. Кстати, тут же министр Южанов проговаривается и о собственной тактике: "Если мы кусаем очень часто одного конкретного субъекта, то это приводит в конечном счете к результату - наши решения исполняются". Комар, как известно, кусает всех подряд, а тут вырисовывается какой-то комар-террорист, специально выведенная и натасканная на "одного конкретного субъекта" порода - просто сюжет для голливудского фильма ужасов.

Да и вообще, сравнение с комаром - явно не от хорошей жизни. Комары - чуть ли не единственное бесполезное в природе насекомое, характеризуемое к тому же зачастую определением "паразит". И если уж Илье Южанову пришло в голову сравнить своих сотрудников вовсе не с муравьями, а с комарами, то уж пусть будет готов к тому, что прилагательное "бесполезный" и существительное "паразит" могут применять и к нему совершенно законно. Ну а уж если "бесполезный паразит", то зачем он вообще нужен?


Николай Собакин, 11, стр. 10, Версия ( Совершенно Секретно )
18.03.2002
Архив:
«март 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
    010203
04050607080910
11121314151617
18
192021222324
25262728293031
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"