Rambler's Top100
Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Главная страница
Вообще
Rambler's Top100
???????@Mail.ru


1 2

Страсбург на защите наших прав

Солдаткин А.Е.
ООО "Гарант-Интернет"
("Российская юстиция" N 10, 1998 г.)


Совершив экскурсию по web-страницам Верховного Суда России нам трудно было избежать соблазна заглянуть на европейское "сетевое поле" и поинтересоваться состоянием наиболее известного и авторитетного на нашем континенте сервера в области судопроизводства.

Сегодня мы посетим сервер Европейского Суда по правам человека в Страсбурге. Найти его на просторах Интернет довольно просто. Ссылка на сервер содержится на сайте Центра информации и документации Совета Европы в Российской Федерации: http://www.coe.ru/.

Итак, обратимся к страничке с адресом http://www.echr.coe.int/. Сервер билингвистичен. Вся информация представлена на французском и английском языках. "Домашняя страница сервера" содержит фотографию европейского дворца "Прав человека", своей монументальностью олицетворяющего незыблемость европейских правовых институтов и примат прав человека, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Исторический факт ратификации Российской Федерацией настоящей Конвенции свершился 30 марта 1998 г. в связи с подписанием Президентом Федерального закона от N 54-ФЗ, принятого Государственной Думой 20 февраля 1998 года. Полноправным членом европейского правового сообщества Россия стала 5 мая 1998 года, после сдачи на хранение Генеральному секретарю Совета Европы г-ну Д. Таршису ратификационных грамот.

Информационное наполнение сервера структурировано по следующим позициям:

  1. Общая информация
  2. Рассмотрение дел
  3. Судебные решения
  4. Основные тексты
  5. Пресс-релизы
  6. Выступления

Помимо этого, "домашняя" страница содержит поисковую систему, а также ссылки на "связанные сервера" - сервер Европейской Комиссии по Правам Человека и сервер Директората по правам человека. Традиционной является возможность автоматического отправления сообщения ответственному за информационное наполнение сервера нажатием на ссылку с электронным адресом администратора.

Как же функционирует Европейская судебная машина? Весьма детальное описание принципов работы суда и процедуры прохождения дел мы можем найти в подразделе "Организация и работа Суда" раздела "Общая информация". Тем не менее, основными документами, регулирующими механизм европейского правосудия являются непосредственно Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, с полными текстами которых можно ознакомиться в разделе "Основные тексты".


В суде действует двухступенчатый механизм рассмотрения заявлений о нарушении положений Конвенции. Первую ступень олицетворяет Европейская Комиссия по правам человека, вторую - Европейский суд по правам человека. И Комиссия и Суд содержат в своем составе по одному представителю от каждой страны, ратифицировавшей Конвенцию. При этом комиссия являет собой некий фильтр, осуществляющий анализ исходных заявлений, прилагающий усилия к полюбовному урегулированию конфликта сторонами. Суд выносит мотивированные и окончательные решения по искам, направляемые Комитету министров Совета Европы для осуществления надзора за их исполнением.

Заявителями по поводу справедливого разрешения конфликтных ситуаций могут являться либо государства, в связи с предполагаемыми нарушениями положений Конвенции другим государством, либо отдельные лица, неправительственные организации или группы лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушений своих гарантированных прав, стороной, признающей примат Конвенции. На первом этапе заявления, направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы передаются в Комиссию по правам человека. Комиссия может принимать дело к рассмотрению, только если были использованы все внутренние средства защиты, в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения национальными органами, в случае России, после рассмотрения дела Верховным Судом РФ.

Нужно отметить, что государства весьма редко используют свое право заявителя. За все время существования института европейского правосудия, из 117 169 заявлений, поступивших в Комиссию, только 13 являлись межгосударственными исками, ответчиками по которым в шести случаях явилась Турция, в четырех - Великобритания, дважды в нарушениях Конвенции Дания, Норвегия, Швеция и Нидерланды солидарно обвинили Грецию и единожды Австрия возбудила иск против Италии.1 ]

Для первичного рассмотрения заявлений поданных на основании 25 статьи Конвенции, т.е. когда заявителем является не государство, ратифицировавшее Конвенцию, Комиссия, как правило, создает Комитеты в составе не менее трех человек, обладающими полномочиями на основе единогласия объявлять как неприемлемые и исключать из списка заявления, когда такое решение может быть принято без дальнейшего рассмотрения.

Комиссия не рассматривает заявления, поданные в соответствии с положениями статьи 25, которые:

  • являются анонимными;
  • являются по существу аналогичным уже рассмотренным Комиссией или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если они не содержат относящейся к делу новой информации;
  • Комиссия считает несовместимой с положениями конвенции, явно необоснованной или злоупотребляющей правом подачи жалобы.

Рассмотрение заявлений по существу осуществляется Палатой, избираемой Комиссией в составе не менее семи членов, либо во время пленарного заседания Комиссии. Палата или комитет могут в любой момент отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного засеания Комиссии, которое также в любой момент может потребовать передачи ему любого заявления переданного в Палату или комитет. При этом Комиссия с целью установления фактов, проводит совместно с представителями сторон изучение жалобы и, если это необходимо, расследование, для эффективного ведения которого заинтересованные государства после обмена мнениями с Комиссией создают все необходимые условия. В то же время она предоставляет себя в распоряжение заинтересованных сторон с целью обеспечения дружественного урегулирования вопроса на основе уважения прав человека, определенных положениями Конвенции.

Если усилия Комиссии по дружественному урегулированию вопроса увенчаются успехом, она составляет доклад, который направляется заинтересованным государствам, Комитету министров и Генеральному секретарю Совета Европы для опубликования. Этот доклад ограничивается кратким изложением фактов и достигнутого решения.

Комиссия может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, если обстоятельства приводят к выводу о том, что:

  • заявитель не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;
  • вопрос был решен;
  • продолжение рассмотрения жалобы более не оправданно по любой другой причине, установленной Комиссией.

Однако Комиссия продолжает рассмотрение жалобы, если этого требует уважение прав человека, определенных в Конвенции.

По результатам своей работы, в случае завершения разбирательства, Комиссия составляет доклад, содержащий факты, и высказывает свое мнение о том, доказывают ли установленные факты нарушение соответствующим государством его обязательств по Конвенции. В докладе могут быть изложены индивидуальные мнения членов Комиссии по этому вопросу. Доклад направляется Комитету министров Совета Европы. Доклад также направляется заинтересованным государствам и, если в нем рассматривается жалоба, поданная согласно положениям статьи 25, подателю жалобы. Заинтересованные государства и податель жалобы не вправе придавать его гласности. Направляя доклад Комитету министров, Комиссия может вносить такие предложения, которые она сочтет уместными.

Если вопрос не передается в Суд в течение трех месяцев с даты направления доклада Комитету министров, то Комитет министров решает большинством голосов членов, имеющих право участвовать в заседаниях Комитета, имело ли место нарушение Конвенции. При положительном ответе Комитет министров устанавливает срок, в течение которого государство-нарушитель должно принять меры, предусмотренные в решении Комитета министров. Если соответствующая сторона не примет удовлетворительных мер в течение установленного срока, то Комитет министров решает большинством, какие меры должны быть приняты в связи с его первоначальным решением, и публикует доклад.

Таким образом, большинство спорных ситуаций разрешается на первом этапе правосудия, на уровне Комиссии по правам человека, заинтересованных сторон и, при необходимости, Комитета министров. Какова же результативность подаваемых заявлений? Как уже упоминалось, за время действия Конвенции, по состоянию на 31 декабря 1997 года было подано 117169 заявлений о предполагаемом нарушении ее положений. з этого немалого количества жалоб в качестве исходных для рассмотрения было зарегистрировано 39047 обращений, из которых лишь 4161 были признаны Комиссией свидетельствующими о нарушениях положений Конвенции.

Интересен национальный состав наиболее активных заявителей о нарушении прав. В 1997 году в этом отношении безусловными лидерами были итальянцы, из 12469 заявлений, на их долю пришлось 825, за обитателями солнечных Апенин идут, как ни странно, бывшие братья по лагерю - поляки с 461 заявлением, затем, с небольшим интервалом французы (448), турки (427), британцы (400). От россиян в прошлом году поступило лишь 22 заявления, но, с учетом того, что Конвенция вступила в силу на нашей территории в мае 98-го, популярность европейских правовых институтов среди россиян будет несомненно расти.


1 ]  Все данные приводятся по состоянию на конец 1997 года


1 2

зачем  спектр  работы  процесс  вообще  заказ

© 2001 Гарант-Интернет
info@garweb.ru
тел./факс: 930-88-59